Доработка звуковой карты на базе Yamaha PCI 724

Предупреждение!
Внимание! Если Вы не уверены в своих силах, то лучше не беритесь за паяльник и не следуйте моим советам. Я не буду нести ответственности за весь возможный вред, причиненный при попытке повторить конструкцию ...
   И, как вы должны понимать, вы лишитесь гарантии на доработанную плату J
Введение
Итак, возникает естественный вопрос «ПОЧЕМУ?».
    Постараюсь объяснить: совсем недавно (относительно момента написания данной статьи)  было замечено, что на дешевых звуковых картах (no-name) на базе чипа Yamaha 724 (PCI) добрые китайские дяди стали ставить звуковой кодек от SigmaTel. Для тех, кто не знает об этой фирме -- могу вкратце пояснить: на таких звуковых картах, как Sound Monster MX300 и других на базе известного чипа Vоrtex 2, стоит чип 18-битного кодека STAC9708 от SigmaTel.
   Карты на базе Vortex 2 весьма неплохо звучат. Именно ЗВУЧАТ. И именно немалую долю качества привносит этот кодек. Так вот, к чему я веду -- на дешевых «китайских» звуковых картах (Yamaha 724) стали ставить «младшего» брата 9708-го -- STAC9704. Т.е. реально от отличается от 9708-го только отсутствием второй пары выходов.
    Для тех, кто меня хочет проверить -- отсылаю к фирменному даташиту на 9804-й кодек.
    Что же мы там видим? Видим мы там неплохое отношение сигнал/шум (95 дБ), мизер искажений (0.02%) и «нормальный» частотный диапазон (20-20000 Гц).
   При прослушивании же «китайской» поделки хочется запастись бумажным пакетом :( Ни высоких, ни низких, приличная неравномерность, здорово крутит фазу сигнала ...
Собственно, делаем :)

Попытаемся разобраться, как можно «малой кровью» компенсировать «геометрию рук» китайских товарищей.

   Внимательно смотрим на карту. Маловато деталей на ней будет. Вывод: «товарищи» в очередной раз сэкономили пару юаней.
   Разглядываем микросхему усилителя: либо TEA2025, либо KA2206 (либо подобный аналог). Заглядываем в фирменный даташит на усилитель. Соответственно с удивлением обнаруживаем, что схема, запаянная на карте, и схема, рекомендованная производителем -- несколько отличаются.

   Позиционные обозначения на разных картах могут отличаться, но суть остается та же. Ищем выходные конденсаторы (C83, C82 = 4.7 мкФ х 16В) и заменяем их на малогабаритные 470 мкФ х 16 В. Отсутствующие конденсаторы С85 и С84 (bootstrap) -- впаиваем рекомендованные 100 мкФ. Это повысит отдачу низких частот. До этой доработке частота среза усилителя находилась в районе 1 кГц -- что и было прекрасно слышно.
   Находим развязку инвертирующего входа по постоянному току (С89 и С 88, 1 мкФ х 50 В). Заменяем на 100 мкФ х  6.3 В. Снова понижается частота среза. Все ближе и ближе схема к идеалу :)
  И еще немного повысим отдачу на низких частотах, заменив конденсаторы между кодеком и усилителем (С90 и С92) на неполярные танталовые бескорпусные 1.5 мкФ. Если захотите сделать нормальный линейный выход -- рекомендую сразу напаять на каждый конденсатор по дополнительному резистору по 20 кОм -- это будет задел на неплохой линейный выход -- без искажений паршивенького ТЕА2025-го.
   Для эстетов -- рекомендую запаять 1.5 мкФ  «неполярного и бескорпусного» С52 (фильтр питания самого кодека).
   Ну что, проверив пайку, включаем и сразу чувствуем разницу.


   В качестве дополнительной доработки могу порекомендовать понизить Ку усилителя, включив по резистору 4.7К между выводами 2 и 6 (а так же 15 и 11). Это заметно снизит шум усилителя, иначе (при использовании наушников) приходится убирать уровень выходного сигнала почти до минимума.

(продолжение следует)
Марценюк Всеволод.17 сентября 1999 г. 0:35
 
Назад
TopList Aport Ranker RadioTOP-рейтинг радиотехнических сайтов
Hosted by uCoz